Развитие российской экономики в рамках цифровой экосистемы на Евразийском пространстве.

В данной статье рассматривается вопрос о внедрении инновационных технологий в систему государственного управления экономикой, способствующих эффективному развитию Российской Федерации. Автором предлагается реализовать проект по формированию национальной экосистемы, в рамках которой будут созданы необходимые условия, среда и упрощенные механизмы, позволяющие осуществить прямое и продуктивное взаимодействие между различными участниками экономической деятельности на Евразийском пространстве.

Основным элементом данной экосистемы станет многофункциональный онлайн-ресурс, предоставляющий возможность организовать плодотворное сотрудничество производителям, потребителям, государственным организациям, финансовым структурам, логистическим компаниям и иным экономическим субъектам в едином пространстве экосистемы. Российские представители микро, малого и среднего бизнеса получат выход на зарубежные рынки и доступ к конечному потребителю.

На основе проведенного анализа статистических данных, а также существующей экономической и социальной ситуации в Российской Федерации, автором обоснована актуальность и необходимость реализации предлагаемой инициативы.

Введение

В современном мире осуществить качественное и прорывное развитие экономики без применения цифровых технологий и инновационных подходов невозможно, что позволяет говорить о формировании новой институциональной среды для развития бизнеса и государственных предприятий. Сегодня государственные структуры, промышленные предприятия, торговые компании и прочие объекты экономической деятельности активно совершают цифровую трансформацию своих операционных и иных процессов, происходящих как внутри организации, так и при взаимодействии с внешним миром.

Вопросы построения эффективной модели рыночной экономики, в том числе и на основе использования современных информационных технологий, привлекают внимание российских исследователей и активно обсуждаются в научной среде. Среди наиболее интересных работ последних лет можно выделить монографии А.В. Вакурина и В.Н. Ковнир [3], С.В. Казакова и В.Я. Позднякова [7], Л.В. Лапидус [8], Н.В. Раскова [9] и др. Вопросы современного экономического развития России и поиска путей модернизации экономики в условиях построения цифрового общества нашли отражение и в диссертационных исследованиях таких авторов, как: Н.А. Атапина [1], В.Д. Евдокимов [5], А.А. Рощин [10], Л.Х. Ташакова [13], Л.У. Хациева [15] и др.

Но, несмотря на обширные исследования и предметные рассуждения, в  указанных работах не дается прямых рекомендаций о том, как в условиях построения цифровой экономики сформировать такую систему экономического управления, при которой можно было бы эффективно задействовать не только финансовые и производственные ресурсы, но и человеческий капитал, причем не только в масштабе отдельного предприятия или отрасли, а региона и страны в целом.

Вместе с тем, одной из ключевых задач для Российской Федерации является обеспечение высоких темпов экономического роста – выше среднемировых, что в свою очередь зависит и от увеличения реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) и от повышения уровня внутреннего спроса на Российском рынке. Решить поставленные задачи возможно разными способами, однако ясно, что одним из важнейших направлений выступает развитие микро, малого и среднего бизнеса, обеспечить которое возможно с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Проблемы развития микро, малого и среднего бизнеса в России и возможности изменения ситуации на основе формирования национальной экосистемы

В современных реалиях государственным структурам необходимо сосредоточить больше усилий для создания институциональной среды и условий, способствующих развитию субъектов МСП, ориентированных на производство несырьевых товаров, востребованных как на российском рынке, так и за рубежом. Подобные подходы будут содействовать увеличению роста внутреннего потребления, повышению устойчивости отечественной экономики, созданию новых рабочих мест, что обеспечит региональные бюджеты дополнительными доходами. Это выглядит особенно важным, так как сегодня Россия сталкивается с рядом угроз экономической безопасности в условиях действия санкций и ограничений со стороны ряда западных стран, что сильно препятствует развитию национальной экономики и отрицательно влияет на становление бизнеса и социальные процессы внутри страны.

Дополнительной проблемой для отечественных предпринимателей является членство России в ВТО (Всемирная торговая организация), в результате чего национальный рынок свободно открыт для импортной  несырьевой продукции, что в свою очередь значительно препятствует эффективному развитию микро, малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Как отмечает В.М. Трегубова, в соответствии с требованиями ВТО российскому правительству сложно применять меры протекционизма и осуществлять поддержку местных бизнесменов [14, с. 125].

При этом различным выглядит эффект от вступления в ВТО для отдельных регионов, что во многом зависит от их привлекательности для зарубежных инвесторов в секторе услуг: положительный эффект ожидает западноевропейскую часть страны и Дальний Восток, менее успешными будут Урал и Сибирь. Как отмечает Е.М. Черкашев, повышение экономической эффективности отдельных регионов в рамках открытого экономического пространства увеличивает разрыв в экономическом развитии между ними, что выглядит негативным [16, с. 38]. При этом, по мнению специалистов Всемирного Банка, наибольший риск экономики России ожидается в тех регионах, где имеются возможности замещения импортом собственного производства [24].

Основными выгодоприобретателями от вступления в ВТО являются лишь несколько отраслей экономики, прежде всего  связанных с добычей и экспортом сырья. Для обрабатывающих же отраслей возрастает доля конкуренции с западными производителями. Так, проведенный анализ специалистами Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» показал, что уровень конкуренции, испытываемый российскими металлургическими компаниями после вступления России в ВТО, по мере реализации всех положений протокола о присоединении будет возрастать, что ухудшит экономическое положение российских металлургических компаний и в целом снизит привлекательность российской металлургии [6].

Открытое экономическое пространство, в рамках ВТО, приводит к негативному влиянию на импортозамещающие отрасли отечественной промышленности:

машиностроение (прежде всего, сельскохозяйственное и автомобильное), целлюлозно-бумажное производство, пищевую и легкую промышленности, деревообрабатывающую, авиационную промышленность, производство изделий из дерева, производство электроники и фармацевтических препаратов, а также сельское хозяйство [12, с. 57].

Вдобавок к этому  представители микро, малого и среднего бизнеса в России сталкиваются с рядом других проблем и ограничений, прежде всего, административного и финансового характера. Остро стоит и проблема экономической безопасности малого бизнеса в условиях негативного воздействия внешней среды [11, с. 198].

В этой ситуации следует признать, что наиболее эффективно и ускоренно решить задачи, стоящие перед российской экономикой и обществом в целом, возможно при интенсивном применении цифровых технологий во всех отраслях экономики. При этом особое внимание должно быть уделено разработке и внедрению онлайн-сервисов, отвечающих потребностям субъектов МСП, которые позволят им управлять своими операционными процессами, осуществлять эффективную коммуникацию с конечными потребителями и иными участниками экономической деятельности.

Необходимо отметить, что сегодня на Российском рынке присутствует множество отечественных и зарубежных онлайн-ресурсов, предоставляющих различные услуги, с помощью которых возможно осуществлять торгово-закупочную деятельность, но невозможно улучшить положение дел представителей малого бизнеса, т.к. данные сервисы ориентированы только на решение частных проблем их владельцев.

В этой ситуации для оказания существенного влияния на развитие субъектов МСП необходимо применение государственного и комплексного подхода в решении насущных проблем. Важным следует заметить, что при разработке эффективных мер государственной поддержки малого бизнеса, ведомственным структурам надо глубже погружаться в их проблемы, а также больше изучать и учитывать зарубежный опыт.

Исследование зарубежного опыта показывает, что различные страны мира в качестве поддержки местных предпринимателей и коммерческих структур стимулируют различные процессы, связанные с созданием  онлайн-ресурсов для ведения операционной деятельности малым бизнесом.

В этих целях, например, в КНР создано 150 инкубаторов-стартапов для студентов, возвращающихся после получения образования из-за границы. На сегодняшний день инкубаторы работают почти с 8 тыс. национальных предприятий и 20 тыс. студентов. Кроме этого государство предоставляет услуги по поддержке создания новых компаний и облегчает обмен информацией о человеческих ресурсах, проектах, политике и финансировании в рамках государственных онлайн-программ [2].

Также, помимо всемирно известного онлайн-ресурса AliExpress, в КНР уже созданы десятки крупных онлайн-сервисов, которые при осуществлении своей деятельности очень результативно совмещают бизнес интересы с национальной политикой Китая по захвату мировых рынков, способствуя развитию китайских предприятий (TMALL, Suning, Vancl, Yihaodian, 51buy/Yixun, JD, KMALL и др.) [23].

Необходимо отметить, что Российская Федерация является одним из мировых лидеров по внедрению цифровых технологий во все уклады жизни населения и отраслей отечественной экономики, что усиленно поддерживается и на государственном уровне. Так, с целью обеспечения эффективного социально-экономического развития России в 2017 году, Правительством РФ была разработана и утверждена программа по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике[1]. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1030 были утверждены функциональная структура системы управления реализацией данной программы и правила разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по ее реализации. Функции проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» закреплены за АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»[2].

Согласно программным подходам создание условий для формирования цифровой экономики ведется работа по ряду направлений: нормативное регулирование цифровой среды, формирование кадров для цифровой экономики, создание цифровых технологий и проектов, информационной инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, реализация концепции цифрового государства.

Исходя из того, что в современных условиях обеспечить прогрессивное развитие экономики без цифровых технологий и использования Интернета невозможно,

автором предлагается разработать и запустить национальный онлайн-ресурс, позволяющий осуществить прямое и эффективное взаимодействие между государственными ведомствами, населением и участниками экономической деятельности на территории Евразийского пространства.

Реализовать данную инициативу возможно в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Онлайн-сервис, обладающий уникальными функциональными возможностями, станет базовым элементом международной экосистемы, в рамках которой будут созданы условия и механизмы, предоставляющие возможность наладить эффективное сотрудничество  множеству объектов экономической деятельности  и объединить производителей, потребителей, государственные организации, финансовые структуры, логистические сервисы и иные субъекты в едином цифровом пространстве. В такой ситуации российские и зарубежные представители микро, малого и среднего бизнеса получат выход на национальные рынки и доступ к конечным потребителям, взаимодействуя по единым правилам и стандартам в пределах экосистемы.

Основными направлениями деятельности в рамках экосистемы станут: реализация и приобретение товаров в розницу и мелким оптом, а также оказание множества разносторонних услуг для всех профилей пользователей онлайн-сервиса.

При этом формат взаимодействия может быть следующим: B2B, B2C, B2G, G2B.

Подобные решения предоставят миллионам россиян возможность дополнительного заработка, что положительно отобразиться на их благосостоянии. Учитывая, что в России высокий уровень бедности населения, а экономика в своей основе является сырьевой, вопрос о разработке онлайн-ресурса, с помощью которого большая часть граждан, задействованных в предпринимательской деятельности, сможет улучшить свое материальное положение и благосостояние, как никогда актуален. Согласно официальным данным в России за гранью бедности (т.е. получающих доход ниже прожиточного минимума) находится более 20 млн. человек, т.е. практически каждый 7-ой из 146-миллионного населения страны, независимо от возраста. В период 2000-2012 гг. была отмечена тенденция к снижению уровня бедности населения, но с 2013 года начался постепенный рост. В 2016 году уровень бедности вырос с 10,8% до 13,4% по сравнению с 2013 годом, что было обусловлено сокращением реальных доходов населения [22].

По уровню ВВП на душу населения в 2017 году согласно данных МВФ Россия занимала 62 место (10 608 долл. США), по данным Всемирного Банка – 60 место (10 743 долл. США). Для сравнения: США занимали 7 место в обоих рейтингах (59 501 и 59532 долл. США, соответственно), ФРГ занимала 17 место также в обоих списках (44 549 и 44 470 долл. США, соответственно) [21].

Несмотря на предпринимаемые меры со стороны властей по развитию малого бизнеса, данный вопрос остается острым для Российской Федерации. В экономике развитых стран в малом бизнесе задействовано от 60 до 70% занятого населения, в Китае – 80%. В Индии и Китае на долю малых и средних предприятия приходится создание около половины ВВП и организации рабочих мест. В России малые и средние предприятия создают пятую часть ВВП, в них занята лишь четверть населения. Если в Китае более 50% экспорта приходится на МСП, то в России – не более 7% [17].

Российские власти принимают меры по повышению участия сектора малых и средних предприятий в экономике в надежде на улучшение его структуры, инновационное развитие и рост занятости. Сегодня в России функционируют чуть более 6 млн. субъектов малого предпринимательства. Но в период 2014-2015 гг. было отмечено падение общего числа предприятий данного вида, и даже их рост в 2016-2017 гг. не смог компенсировать понесенных потерь [19]. Сегодня рост малого бизнеса во многом обусловлен мерами государственной поддержки, выгодными режимами налогообложения, сокращением числа проверок со стороны государственных структур, что не решает в полной мере проблемы представителей МСП в России и уровень темпов их развития остается достаточно низким по сравнению с развитыми экономиками мира.

Указанные причины актуализируют поиск решений по созданию эффективной модели управления экономикой, в том числе и на основе современных информационных технологий, делая эту задачу важной для стратегического развития Российской Федерации и обеспечения ее экономической безопасности.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день деятельность множества государственных фондов, ассоциаций, корпораций, НКО, подведомственных организаций с общим бюджетом в сотни миллиардов рублей, специально созданных для развития субъектов МСП и которыми  реализуются различные видов господдержки, в большинстве случаев сориентирована на реализацию инициатив и проектов, связанных с оказанием информационных услуг представителям малого бизнеса, предоставлением льготного кредитования, субсидий, грантов и прочих видов помощи. Исходя из российской действительности этого не достаточно, так как в первую очередь необходимо стимулировать процессы по созданию и внедрению механизмов, позволяющих малому бизнесу решать основные их проблемы – это сбыт продукции, автоматизация бизнес-процессов, прямой доступ к зарубежному потребителю, привлечение частных инвестиций и дешевых кредитов, долгосрочное планирование производственных циклов, упрощенные формы господдержки, участие в государственных закупках и прочее. В цифровом обществе одним их таких механизмов может выступить онлайн-сервис для осуществления различного рода коммуникаций между участниками коммерческой деятельности.

Важно учесть, что подобного рода онлайн-сервисы, в рамках которых происходит множество бизнес-процессов по основным направлениям отечественной экономики, в обязательном порядке должны принадлежать организациям с государственным участием, так как это затрагивает вопросы национальной безопасности и касается интересов миллионов россиян.

Но сегодня госструктуры, вместо того, чтобы финансировать разработку национальных продуктов, отвечающих потребностям российских поставщиков, наоборот, в сотрудничестве с иностранными компаниями инвестируют в развитие китайского онлайн-ресурса экономического характера, тем самым привлекая на российский рынок конкурентов и способствуя захвату ими значительной доли российского рынка.

Так, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), ПАО «МегаФон», Mail.Ru Group и китайская компания Alibaba Group договорились о создании совместного предприятия AliExpress Russia на базе российского бизнеса AliExpress и Tmall, целью которого будет соединить основные потребительские интернет-платформы и онлайн-коммерцию в России. При этом произойдет глобализация более сотни российских брендов, а платформой для реализации проекта выступит китайский AliExpress [18]. В этой ситуации холдинговая структура Alibaba Group, продвигающая на мировой рынок товары китайских производителей, получит доступ к многомиллионной аудитории Mail.Ru Group в социальных сетях, мессенджерах, почте и онлайн-играх, а также доступ к 76-миллионной аудитории ПАО «МегаФон».

Следует признать, что реализация проекта противоречит интересам Российской Федерации, т.к. увеличит экспансию китайских товаров на отечественный рынок, а китайский конкурент получит доступ к различным сведениям о значительной части российской аудитории, что выглядит крайне негативно как с позиции возможного получения персональных данных, так и с позиции обеспечения экономической безопасности.

Основные преимущества от реализации проекта по формированию национальной экосистемы

Во избежание зависимости российских граждан от иностранных продуктов ИКТ, государственным ведомствам необходимо разработать национальный онлайн-сервис, который будет обладать более широким набором функциональных возможностей, в первую очередь,

созданных под потребности отечественных предпринимателей, и которые не могут обеспечить существующие мировые лидеры онлайн-торговли из Китая, Америки и России.

Данный ресурс снабдит малый бизнес эффективным инструментом для автоматизированного управления своим бизнесом, а также позволит вести торгово-закупочную деятельность с наименьшими издержками (отсутствие накладных расходов на персонал, документооборот, аренду складских и торговых помещений, транспортировку, продвижение и реализацию товаров/услуг). Это предоставит возможность субъектам малого бизнеса в большей степени сконцентрироваться только на производственной деятельности, обеспечит их постоянными заказами и увеличит объем продаж через интернет. Создание иноязычных версий сайта и размещение агрегатора в иностранных юрисдикциях обеспечит доступ российским поставщикам на зарубежные рынки, что позволит заграничным потребителям осуществлять закупки российских товаров на постоянной основе через сеть Интернет.

В свою очередь ФТС России, при участии представителей законодательной власти и профильных бизнес-структур, необходимо модернизировать существующую систему экспорта несырьевых товаров, произведенных малым бизнесом, и максимально упростить таможенные процедуры на основании регламентов в соответствии с вносимыми изменениями в нормативные акты.

Построение двухсторонних взаимосвязей между участникам  сделок в пределах онлайн-сервиса и интеграция сайта с государственными информационными ресурсами, госкорпорациями, финансовыми институтами, логистическими компаниями, бюджетными учреждениями и иными субъектами экономической деятельности на Евразийском пространстве, предоставив им возможность взаимодействовать в едином правовом и информационном поле, будет  способствовать поэтапному формированию экосистемы, в рамках которой смогут эффективно функционировать сотни тысяч организаций и миллионы физических лиц. Со своей стороны, государство должно создать необходимые условия, институциональную и информационную среду, учитывая политику протекционизма, позволяющих вести высокопроизводительный бизнес, что будет способствовать бурному развитию малого бизнеса и формированию среднего класса в России.

В рамках экосистемы произойдет организационно-технологическая трансформация производств, базирующаяся на принципах цифровой экономики, позволяющая на уровне управления объединять производственные, транспортные, человеческие, инженерные и иные ресурсы в практически неограниченно масштабируемые программно-управляемые виртуальные пулы ресурсов.

Кроме этого должна быть осуществлена интеграция онлайн-ресурса со следующими субъектами экономической деятельности и государственными структурами: ФТС России, ФНС России, Роспотребнадзор, федеральные ведомства, госкорпорации, фонды и НКО, подведомственные организации администраций городов и регионов, финансовые институты (в том числе краудинвестинговые и краудфандинговые платформы), системы управления оптово-распределительными центрами и складскими комплексами, онлайн-ресурсы для государственных закупок и пр.

При реализации проекта будут сформированы реестры добросовестных поставщиков, из которых государственные структуры, интегрированные в экосистему, смогут производить отбор кандидатов для получения грантов, субсидий, льготного кредитования и прочих преференций. Формы государственной поддержки малого бизнеса станет возможным разрабатывать с учетом открытых данных о деятельности субъектов МСП в рамках экосистемы через онлайн-сервис, а подведомственные организации, интегрированные с онлайн-ресурсом, отследят операционную деятельность предпринимателей и ход реализации проектов, по которым государство оказало финансовую поддержку.

Кроме этого создастся единая база – каталог товаров и услуг с идентификаторами в рамках ЕАЭС, занесенными в базы всех участников рынка, что позволит предпринимательским структурам оптимизировать бизнес-процессы, повысить достоверность и точность данных, сократить количество отчетных документов. Государство со своей стороны сможет оперировать точными данными для получения прогнозов, оперативно реагировать на изменения бизнес-среды, повышать качество и безопасность продукции, а потребитель получит полную и достоверную информацию о качестве, происхождении товаров, актуальных ценах и предложениях на рынке.

Профильным министерствам нужно будет учитывать существующие и потенциальные бизнес-процессы субъектов экономической деятельности в рамках международной экосистемы при разработке госпрограмм, стратегий развития и реализации национальных проектов. Необходимо применять кластерный подход, чтобы будущие инфраструктурные объекты и новые образовавшиеся предприятия смогли интегрироваться в экосистему, в пределах которой существуют свои нормы и налаженные взаимозависимые цепочки по взаимодействию [4]. В итоге, используя такой подход при реализации госпрограмм, появятся новые логистические хабы вокруг всех крупных городов и в местах пересечения грузовых потоков, информационные ресурсы которых интегрируются с онлайн-сервисом, что позволит им стать элементами общей экосистемы.

Государственным структурам, с целью обеспечения комфортных условий для эффективного функционирования объектов экономической деятельности в рамках экосистемы, защищая внутренний рынок,  необходимо разработать и утвердить ряд нормативных актов, регламентирующих порядок и правила, в соответствии с которыми должны будут взаимодействовать все участники бизнес-процессов. Создать законодательные инициативы возможно с помощью направления «нормативное регулирование цифровой среды» программы «Цифровая экономика Российской Федерации», где будет осуществлено формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием.

Кроме этого государству необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральные законы № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[3] и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[4], касающихся предоставления дополнительных привилегий участникам государственных закупок, осуществляющих свою деятельность в рамках экосистемы, через онлайн-ресурс – с понятной историей и финансовыми потоками, а также  известными конечными бенефициарами.

Заключение

Анализируя существующую ситуацию в России и предложения автора по созданию механизмов для совершенствования системы эффективного управления экономической сферой государства в рамках построения цифрового общества, можно с уверенностью утверждать, что реализация инициатив, рассматриваемых в данной статье, обеспечит эффективное развитие микро, малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Кратко приведем несколько примеров открывающихся возможностей в различных сферах экономической, производственной и торговой деятельности при реализации проектных подходов:

  1. Совершенствование взаимодействия с финансовыми институтами на основе формирования партнерских программ для микро- и малого бизнеса от финансовых структур, интегрированных в экосистему. Это позволит использовать низкие ставки и льготные условия для кредитов и овердрафтов, так как вся деятельность субъектов кредитования будет контролируема, понятна и отслеживаема.
  2. Осуществление полного цикла сопровождения заказа (англ., fulfillment), при котором участниками экосистемы будет использована логистическая инфраструктура, функциональные возможности онлайн-сервиса и административная поддержка. В будущем такой формат позволит создать эффективную модель государственных закупок продукции для нужд бюджетных учреждений, которую возможно реализовать во всех регионах Российской Федерации.
  3. В рамах экосистемы смогут эффективно реализовывать свою деятельность различные холдинговые структуры, например, ФГУП «Почта России». В данном случае произойдет интеграция онлайн-сервиса с ресурсами компании для осуществления совместной деятельности, при которой заказанные товары через онлайн-сервис смогут доставляться и выдаваться в любом отделении компании. Также, дочернее подразделение компании — «Почта Банк» — получит прямой доступ к проверенным и надежным клиентам, имеющим хорошую кредитную историю (на сегодняшний день единой базы кредитных историй в России не существует и пока речь идет только о возможном создании такого ресурса в будущем [20]). Отслеживая деятельность заемщиков, через онлайн-сервис, и понимая реальную картину, «Почта Банк» сможет минимизировать свои риски, распространяя банковские продукты среди пользователей экосистемы. Дополнительным доходом банка могут стать инвестиционные проекты, связанные с развитием инфраструктурных объектов для нужд участников экономической деятельности, через которые будет выстроена логистика онлайн-сервиса.
  4. Функциональные возможности онлайн-ресурса позволят осуществить интеграцию с финансовыми платформами P2P кредитования (краудфандинг и краудинвестинг), предназначенных для привлечения частных инвесторов с целью финансирования представителей малого бизнеса. В этом случае субъекты МСП смогут привлекать инвестиции для развития своих проектов от широкого круга микро-инвесторов и обычных граждан-физических лиц, используя упрощенные схемы, в том числе, по принципу ICO. Организацию проведения ICO возьмет на себя интернет-площадка. При этом инвесторы минимизируют свои риски, получая реальную картину – отчеты от онлайн-сервиса о деятельности заемщика через платформу. Частные инвесторы, зарегистрированные в системе, смогут ознакомиться и отслеживать деятельность потенциальных заемщиков, что повысит к ним доверие и упростит процесс инвестирования.

Реализация проекта будет иметь социальные последствия – способствовать формированию среднего класса и созданию новых рабочих мест, а также позволит получить ряд преимуществ экономического характера в масштабе страны и региональной модели экономики:

  1. Способствовать увеличению потребления российских товаров на внутреннем рынке, созданию дополнительных рабочих мест, что увеличит занятость населения и снизит уровень безработицы. Проект соответствует «Стратегии 2020» по увеличению доли населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства с 15% до 60%[5].
  2. Увеличит денежные поступления в региональные бюджеты от уплаты налогов, пошлин, сертификации, а также будет содействовать увеличению прозрачности экономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, повышению эффективности контроля финансовых потоков, как со стороны собственников и менеджмента, так и государственных органов.
  3. Создаст мультипликативный эффект на основе кооперации множества российских предприятий, что обеспечит положительные изменения в уровне национального дохода и ВВП.
  4. Сформирует благоприятные условия для развития социального предпринимательства.

Кроме этого реализация предложений автора, учитывая потребности рыночной и плановой экономики, позволит заложить фундамент для будущей системы управления бизнес-процессами на Евразийском пространстве.

С позиции экономической безопасности важно заметить, что реализация описанного проекта и масштабирование экосистемы на территории России, подконтрольной государству, не позволит иметь доминирующее положение иностранным или транснациональным компаниям на российском рынке, в том числе в экономике цифрового пространства, и не даст возможность правительствам зарубежных стран влиять на организационные, структурные, контрольные и иные процессы (блокировать, препятствовать, видоизменять и т.д.), происходящие между всеми участниками экономической деятельности в рамках Российской Федерации и в дальнейшем – ЕАЭС.

 

Список литературы

 

  1. Атапина Н.А. Институциональная стратегия формирования экономики, основанной на знаниях, и особенности ее реализации в России: дис….канд. эконом. наук / Н.А. Атапина. – Саратов, 2013. – 198 с.
  2. Бухарова О. Дело за малым / О. Бухарова // Российская газета. – 2015. – Спецвыпуск № 6813(242). – 27 октября.
  3. Вакурин А.В. Российская экономика за 30 лет – путь от преобразований к разочарованиям: монография / А.В. Вакурин, В.Н. Ковнир. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 214 с.
  4. Воронов A.С. Перспективы кластерного развития инновационной экономики регионов / A.С. Воронов // Инновации и инвестиции. – 2014. – 25(352). – С. 26-32.
  5. Евдокимов В.Д. Управление инновационным развитием экономики на основе внедрения и использования прорывных информационных и телекоммуникационных технологий: дис….канд. эконом. наук / В.Д. Евдокимов. – Орел, 2010. – 183 с.
  6. Ильичев И.П. Влияние присоединения России к ВТО на развитие национальной черной металлургии / И.П. Ильичев, В.В. Бринза, О.А. Угарова // Экономика в промышленности. – 2013. – № 3. – С. 55-63.
  7. Казаков С.В. Экономика индустриальных видов деятельности в России: монография / С.В. Казаков, В.Я. Поздняков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 304 с.
  8. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: монография / Л.В. Лапидус. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 381 с.
  9. Расков Н.В. Экономика России: проблемы роста и развития: монография / Н.В. Расков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 186 с.
  10. Рощин А.А. Влияние научно-технологических факторов на трансформационный цикл в современной экономике: дис….канд. эконом. наук / А.А. Рощин. – Саратов, 2012. – 220 с.
  11. Симонов С.Г. Экономическая безопасность малого бизнеса: системный подход / С.Г. Симонов, М.А. Хаматкахнова, Д.А. Сафонов // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 1-1. – С. 198-202.
  12. Соболева Д.В. Позитивный и нормативный анализ последствий вступления России в ВТО / Д.В. Соболева, О.В. Титова // Экономические исследования и разработки. – 2018. – №4. – С. 51-60.
  13. Ташакова Л.Х. Специфика интеграции России в глобальную виртуальную экономику: дис….канд. эконом. наук / Л.Х. Ташакова. – Тамбов, 2012. – 160 с.
  14. Трегубова В. М. Вступление России в ВТО: ожидания и реальность / В. М. Трегубова // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 10. — С. 122-127.
  15. Хациева Л.У. Социально-ориентированный вектор модернизации российской экономики: дис….канд. эконом. наук / Л.У. Хациева. – Владикавказ, 2011. – 141 с.
  16. Черкашев Е.М. Влияние присоединения России к ВТО на субъекты малого и среднего предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: маркетинговое исследование. – Тюмень: ТюмГУ, 2014. – 42 с.
  17. Влияние экосистемы МСП на мировую экономику // ТАСС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4278934.
  18. Ищенко Н. Alibaba, «Мегафон», Mail.ru и РФПИ хотят создать лидера в российской онлайн-торговле // Ведомости [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/09/11/780527-alibaba-megafon-mailru-rfpi.
  19. Статистика МСП // Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rcsme.ru/ru/statistics.
  20. Титова Ю. Центробанк решил объединить кредитные истории заемщиков // РБК [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/28/05/2017/592adb6a9a79474e80d489f3.
  21. All Countries and Economies // The World Bank. URL:https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD.
  22. Report for Selected Countries and Subjects // International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/01.
  23. Top 10 most popular online shopping sites in China // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2014-06/05/content_17563442_10.htm.
  24. World Bank Moderating Risks, Bolstering Growth: Russian Economic Report 27. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/dociunent/rer’27’march2012’eng.pdr.

 

[1] Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.

[2] Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 36. Ст. 5450.

[3] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

[4] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ, 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.

[5] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.