Государственное планирование и управление с использованием цифровых технологий.

Аннотация.

В статье рассматривается необходимость применения новых подходов при разработке и реализации государственных программ, а также стратегическом планировании социально-экономического развития РФ на десятилетия вперед. Федеральные и региональные стратегии развития должны учитывать глобальные политические и социально-экономические изменения в мире, а также назревшую необходимость трансформации социально-экономического устройства России, в связи с неэффективностью используемых сегодня механизмов государственного управления. Автором предлагается реализовать новую концепцию, предусматривающую разработку и внедрение онлайн-сервисов, предоставляющих возможность прямого взаимодействия между представителями всех ветвей власти, научным сообществом, обычными гражданами, профильными организациями, бизнес-структурами, независимыми экспертами и иными субъектами. Данный механизм, созданный с применением инновационных цифровых технологий, позволит качественно произвести разработку федеральных и региональных стратегий развития РФ, государственных программ, инвестиционных проектов и прочих стратегических документов. Функциональные возможности онлайн-сервиса позволят произвести общественное обсуждение, голосование и утверждение различных инициатив на основе коллегиальных решений представителями разных слоев и категорий общества. В статье описаны проблемы, приоритеты и механизмы, которые необходимо учитывать и применять при формировании стратегий социально-экономического развития РФ, основанные на цифровизации инновационных систем и процессов.

Постановка проблемы.

Современный этап развития российского общества и экономики характеризуется заметными изменениями в подходах к управлению — на уровне решения отдельных задач, на уровне отдельных предприятий, на уровне региональных и федеральных органов власти. Многие российские и зарубежные ученные занимаются исследованием проблем совершенствования методов государственного управления, каждый раз подчеркивая актуальность и значимость этой проблемы для развития не только экономической науки, но и для практики экономических процессов. [1,с. 225; 228; 338.].
Сегодня, при реализации государственного управления, все большее внимание уделяется системе управления проектами, которая из узкоспециализированного профессионального инструмента становится общей методологической платформой совершенствования методов управления в национальном масштабе. Так одним из главных приоритетов в системах управления является масштабное внедрение и профессиональное использование проектного подхода при реализации федеральных, ведомственных и региональных приоритетных проектов [2,с.22-23]. В условиях повышенных требований к ценности создаваемых результатов роль профессиональных методов проектного управления возрастает и при реализации крупных инфраструктурных и индустриальных проектов, с использованием технологий цифровой экономики [3; 4].

Формирование задачи статьи.

Актуальными становятся и проблемы перехода к новому качеству развития России, как в социально-экономическом направлении, так и в направлении совершенствования ее политического устройства, что по нашему мнению взаимосвязано – так как определяет процессы формирования новой модели социально-экономического развития, что подтверждается, как внутренними задачами страны, так и глобальными общемировыми трендами [5,с.19-20].

Анализ последних исследований и публикаций.

Анализ, проведенный автором, и подкрепляемый мнением ряда известных отечественных и зарубежных ученых, показывает, что проблема спада в экономике, вызванная трансформацией политического и экономического уклада, на сегодня еще не преодолена [6,с.30]. Такая трансформация, начавшаяся с момента распада СССР, в 1991 году, продолжается до сих пор, а ее результаты уже привели к ряду негативных явлений, как в социально-экономическом плане, так и в политическом устройстве страны [7,с.25-26]. Характеризуя основные социально-экономические проблемы сегодняшней России, прежде всего, следует отметить неэффективное управление экономическими, социальными и политическими процессами в стране, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Изложение основного материала исследования.

Анализ показывает, что формируемые социально-экономические программы и стратегии, подчас не исполняются в полном объеме или исполняются не эффективно. Существующие механизмы для формирования и реализации стратегических программ развития РФ, также не достаточно эффективны, и на практике во многом не решают проблемы обычных граждан и приоритетные задачи государства, а удовлетворяют потребности узкого круга чиновников и аффилированных с ними лиц. При этом отсутствует оптимальный и эффективный способ коммуникации между государственными структурами и населением, с помощью которого станет возможным изначально более продуктивно планировать госпрограммы, а позже осуществлять народный контроль за их качественным исполнением. Все это ведет к падению уровня и ухудшению качества жизни российских граждан, снижению результативности социально-экономических и политических процессов, сокращению эффективно работающих хозяйствующих субъектов [8,с.227-228].
Дополнительным препятствием для развития Российской экономики является низкое качество государственного управления и отсутствие профессиональных кадров. Сегодня отсутствуют механизмы для плодотворного взаимодействия между государством и обществом, а обычному гражданину, независимому эксперту или научному сообществу почти невозможно принять активное участие в государственных управленческих и контрольных процессах, что также снижает качество современного государственного управления в РФ. Власть избыточно осуществляет государственный контроль (надзор), но недостаточно организует общественный контроль над деятельностью государственных структур.
Наряду с социальными и экономическими проблемами в современной России, продолжают действовать негативные тенденции расслоения населения на «очень богатых» и «очень бедных», при этом растут доходы небольшой части общества, имеющей административный ресурс и криминальный доступ к национальным ресурсам и богатствам, а большая часть населения Росси продолжает беднеть [9,с.44-45]. Такая ситуация, в некоторой степени, связана и с существующими проблемами в организации управления и контроля за экономическими, административными и правовыми процессами, что объясняется отсутствием для этого действенных механизмов [10,с.63-64].
Следует отметить, что проводимая социально-экономическая политика в Российской Федерации недостаточно нацелена на формирование среднего класса и развитие микро, малого и среднего бизнеса, что снижает результативность всей российской экономики, наполняемость бюджета, возможности исполнения уже принятых стратегических программ и планов развития страны. А отсутствие механизмов, позволяющих разным категориям граждан принять участие в процессах, связанных с планированием, реализацией и контролем исполнения госпрограмм, стратегий развития регионов, инвестиционных проектов и т.д., с одной стороны снижает их качество и эффективность реализации, а с другой способствует ухудшению уровня жизни населения.
В виду описанных выше проблем, автор считает, что в сложившихся современных условиях, РФ уже давно нужно задуматься о внедрении механизмов, создании условий и среды, при которых российская экономическая модель хозяйствования будет функционировать по принципу конвергенции – сочетая государственное планирование и элементы рыночной экономики. Существующая сегодня экономическая модель позволяет осуществить точечные успехи в некоторых отраслях экономики и не обеспечивает России всеохватывающего развития государства. Определенный в статье комплекс проблем создает препятствия в дальнейшем развитии РФ и требует решения с учетом их глубины и системности. Выход на «траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества» — как заявлено в Стратегии развития России до 2020 года, по мнению автора, пока невозможен, в виду системности и глубины тех проблем, которые препятствуют такому росту и оказывают сдерживающее влияние в развитии[11].
Проведенный анализ показывает, что в настоящее время большинство ведущих стран мира, сталкиваясь с новыми вызовами, к которым относятся экономические, социальные, геополитические, технологические, экологические и другие — регулярно разрабатывают, внедряют и постоянно актуализируют собственные национальные стратегии развития, в которых предусмотрена реализация передовых технологий и запуск современных производств. Например, некоторые страны готовят стратегию развития «водородного общества», которая, помимо экологической составляющей призвана решать экономические проблемы развития наукоемких технологий. Данная стратегия направлена на модернизацию энергетического сектора и увеличение числа электростанций, работающих на водородном топливе, что обеспечит дешевое и экологически чистое электричество [12]. Другие государства активно развивают цифровые технологии и внедряют механизмы, позволяющие продуктивно взаимодействовать представителям органов власти с гражданским обществом, как по социальным, так и по экономическим направлениям [13].
В России, также реализуются федеральные и региональные стратегии развития, государственные программы, различные формы поддержки отраслей экономики и инвестиционные проекты за счет бюджетных средств (госбанки, пенсионные фонды, госкорпорации и т.д.), но эффективность многих из них находится на достаточно низком уровне [14]. Одной из причин такого эффекта, является отсутствие на долгосрочной стратегии развития Российской Федерации.
Проведенное автором исследование позволило сделать вывод, что органам государственной власти, при участии научного сообщества, обычных граждан, независимых экспертов, профильных организаций, в рамках общенационального стратегического планирования, необходимо разработать и утвердить долгосрочную стратегию научно-технологического и социально-экономического развития РФ. При формировании Стратегии в обязательном порядке нужно учитывать политику регионов, в том числе органов местного самоуправления, принимая во внимание интересы и потребности всех категорий граждан. В предлагаемой Стратегии должны быть сформулированы основные приоритеты для РФ и направления их дальнейшего развития, а также обозначены подходы и методы для определения приоритетных направлений при интеграции пространственных структур России в евразийское и мировое экономическое пространство. Также считаем, что отдельно следует определить концептуальные предложения по совершенствованию институциональной территориальной структуры и по использованию различных механизмов в целях реализации государственной политики пространственного развития РФ. Необходимо произвести множество разносторонних исследований, научно обосновать, всесторонне развить и подтвердить правомерность и целесообразность практического применения основных концептуальных подходов. В рамках приоритетов общенациональной стратегии должны учитываться факторы межрегионального взаимодействия, при которых сформируются взаимозависимые цепочки по эффективному сотрудничеству, создавая межрегиональные рынки.
Предлагаемая Стратегия должна иметь практический результат, развивать экономику, нацеленную на демографически обусловленные потребности (здоровый образ жизни, развитие ума и разума, преемственность положительных ценностей, здоровое питание и т.д.), а не на деградационно-паразитические потребности (наносят вред и тормозят разумное развитие человека и народов, разрушая нормы человеческой морали, здоровье и т.д.). Также уже давно пора запретить, на законодательном уровне, формировать стратегии развития РФ с привлечением иностранных агентов, так как это не соответствует национальной безопасности государства, о чем заявила Счетная палата РФ в своем отчете «Государственные стратегии для России пишут иностранные агенты» [15].
Чтобы добиться на практике высоких результатов в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России, отражающих интересы всех слоев общества, необходимо законодательно утвердить порядок, при котором стратегическое планирование и разработка стратегий должны осуществляться только с привлечением научного сообщества, гражданского населения, независимых экспертов и иных Россиян.
Автором выявлена проблема отсутствия механизмов, с помощью которых возможно осуществить разработку стратегий развития РФ не только сотрудниками органов власти в виде небольших команд, а на основе коллегиальных решений представителями всех категорий граждан. При существовании таких механизмов, различные социальные группы смогли бы выразить свое виденье и предоставить обоснованные предложения для проектов будущих стратегий и госпрограмм. Именно поэтому в 21-м веке необходимо изменить подход к государственному планированию и управлению, в том числе используя современные цифровые технологии. Нужно создавать и запускать онлайн-сервисы, позволяющие организовать эффективную коммуникацию между населением и представителями органов власти, когда каждый россиянин из любого уголка страны сможет принять участие в общественном обсуждении важных для государства проблем. В связи с этим, автором предлагается осуществлять качественное стратегическое планирование, с использованием механизмов общественно-государственного взаимодействия, используя при этом инновационные цифровые технологии.
Цифровая трансформация российской экономики является важнейшей задачей современной России, так как сможет повысить эффективность для бизнеса, госструктур, гражданского населения и различных представителей экономической деятельности. Также цифровизация должна предусматривать реализацию множества проектов, связанных с созданием и внедрением механизмов, способствующих эффективному государственному управлению на основе консолидированных решений, принятых представителями различных социальных групп.
Онлайн-сервис для коммуникации (ОСК) должен обладать множеством функциональных возможностей, позволяющих продуктивно взаимодействовать гражданам и сотрудниками государственных структур. С интернет-площадкой произведут интеграцию различные государственные федеральные и региональные онлайн-ресурсы, образуя некую экосистему, в рамках которой пользователи системы смогут получить доступ к общедоступным базам данных. Прототипами будущего онлайн-сервиса для коммуникаций (ОСК) послужат некоторые разделы таких онлайн-ресурсов, как «Госуслуги», «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов».
По мнению автора, такой онлайн-сервис должен решать следующие основные задачи общенационального, государственного, а также регионального, отраслевого значения:
  • — обеспечить дополнительные (в том числе мобильные) каналы взаимодействия между представителями граждан, бизнеса и всех ветвей власти;
  • — совершенствовать все процессы государственного управления на различных его уровнях;
  • — предоставлять возможность гражданам РФ для осуществления качественного контроля за деятельностью государственных структур, в том числе и за счет развития каналов обратной связи, а также систем по оптимизации расходов на государственное управление;
  • — помогать осуществлять общественный контроль за ходом реализации, утвержденных проектов;
  • — способствовать расширению доступа всех граждан России, заинтересованных лиц и организаций, к достоверным данным о социально-экономическом развитии РФ.
Следует отметить, что такая унификация государственного управления, наряду с повышением результативности, эффективности и контроля общего процесса организации управления государством, даст серьезный толчок для развития российских регионов, а также будет способствовать сокращению аппарата государственных чиновников на всех уровнях региональной власти. Внедрение новой системы планирования и реализации государственных проектов, по принципу утверждения инициатив на основе консолидированных решений, положительно повлияет на развитие различных отраслей экономики, создание условий повышения качества научных разработок, исследований и результатов во всех направлениях. Разработать онлайн-сервис возможно в рамках государственной программы «Цифровое государственное управление». При разработке онлайн-сервиса могут быть использованы технологии блокчейн, которые обеспечат децентрализованное сохранение всей информации на множестве не зависимых друг от друга сервисах, что позволит ликвидировать практику различного рода подтасовок документов, не разрешаемых споров, криминала и прочих негативных явлений.
Комплекс мер, связанных с необходимостью дальнейшей социально-экономической и политической модернизации российского государства и общества, в совокупности с трансформацией и изменениями приоритетов при реализации проекта по разработке онлайн-сервиса, может стать тем началом новых российских реформ, которые уже давно назрели в обществе и государственных институтах [16]. Поэтому требуется создать условия для проведения такого рода реформ в рамках общенациональной стратегии развития РФ, определив в качестве одних из приоритетов создание современных онлайн-сервисов, в том числе являющихся единственным эффективным механизмом для разработки самой стратегии развития РФ, удовлетворяющей потребности большинства граждан, способствующей реальному развитию и усилению России.
В контексте тех трендов, условий и проблем, которые, как представляется, из проведенных автором исследований, в значительной мере могут определять характер глобальных процессов в мире, и в том числе в России, предлагается перейти к иным формам, методам и способам организации государственного управления, в том числе экономическими, социальными и политическими процессами. В этой связи нами предлагается разработать новую концепцию по формированию федеральных и региональных стратегий социально-экономического развития РФ, государственных программ, реализации инвестиционных проектов за счет бюджетных средств. Всему гражданскому обществу, с целью создания условий для качественного проживания каждого гражданина РФ, необходимо инициировать вопрос к представителям органов власти с просьбой утвердить нормативно-правовые акты, обязывающие исполнительную власть разработать и внедрить онлайн-сервис для осуществления коммуникаций, с помощью которого возможно осуществить разработку национальной стратегии развития государства.
Механизм, созданный в рамках такой стратегии, используя цифровые инновационные технологии, позволит всем гражданам России, и всем ее общественным и социальным группам реализовывать свое конституционное право управления государством. В рамках онлайн-сервиса гражданине РФ смогут обсудить инициативы, внести корректировки, также оценивать степень эффективности реализации социально-экономических проектов. Этот принцип предполагает, что все решения Правительства и региональных властей могут и должны обсуждаться и при необходимости корректироваться. Общество, каждый житель страны, социальные и общественные группы – все категории граждан в России будут иметь возможность, посредством цифровых инновационных технологий, участвовать в разработке, реализации и контроле таких стратегических программ, проектов и других социально-экономических событий, формирующих экономическое и социальное устройство современной России. Такой механизм, по нашему мнению, может иметь исполнением следующий алгоритм: инициативы от представителей всех ветвей власти изначально должны выноситься на всеобщее обсуждение, корректироваться коллегиальными решениями и только потом разрабатываться и реализовываться под общественным контролем. На основании такого подхода предлагается формировать федеральные и региональные Программы и Проекты, а также всевозможные инвестиционные проекты, учитывающие общую концепцию развития государства.
Осуществление государственного планирования, используя функциональные возможности онлайн-сервиса, требует определенных изменений в законодательстве РФ, когда взаимодействие между участниками всех процессов должно быть строго регламентировано нормативно-правовыми актами. Это будет касаться, как правовых инструментов реализации Стратегии, так и изменений в подходах, управлении и других направлениях практической реализации предлагаемой нами Концепции государственного управления.
Реализация инициатив, обсуждаемых в статье, обеспечит качественное совершенствование системы государственного управления в России, что позволит, в определенной степени, частично ликвидировать коррупцию, сговор, аффилированность и другие негативные явления, затрудняющие развитие Российской Федерации. Также, представляется, что произведенные изменения улучшат социально-экономическое состояние России, ее граждан, повысит их доходы, улучшит правовую базу деятельности хозяйствующих субъектов и тем самым повысит общий уровень жизни россиян. Внедрение предлагаемых механизмов в рамках Проекта позволит ликвидировать следующие проблемы:
  • — сократит штат государственных чиновников, сегодня неэффективно действующих в системе государственной власти;
  • — позволит сократить лишние звенья, документооборот, ликвидируют препоны взаимодействия граждан с чиновниками государственных структур;
  • — создадутся условия, при которых госслужащий будет должен постоянно отчитываться перед обществом;
  • — оптимизируется система распределения ответственности за исполняемые государственные проекты и решения;
  • — произойдет оптимизация регламентов и нормативов, связанных с управлением, реализацией и контролем в системе государственного управления;
  • — совершенствуется межрегиональное и межведомственное взаимодействие;
  • — произойдет сокращение численности государственных чиновников на всех уровнях государственного управления, при повышении качества их работы;
  • — произойдет окончательный отказ в государственной службе от бумажных носителей с поэтапной трансформацией большинства процессов в цифровой формат;
Переход от сложившейся системы государственного управления к новым методам должен носить последовательный характер, разрушающий действующие механизмы феодально-капиталистической системы хозяйствования, когда важные для страны решения принимаются не на основе мнений профильных экспертов и научного сообщества, а в угоду личных амбиций руководителей государственных ведомств. Этот синтез сформирует новые навыки, функции и опыт, которые позволят государству перейти на современный уровень государственного управления, учитывая интересы разных социальных групп граждан и потребности большинства простых Россиян.
Важным аспектом в управлении социально-экономического развития становиться фактор совместного взаимодействия государства и общества, в процессе управления и контроля. Нам представляется, что государственные информационные услуги в РФ должны работать по принципу «любой гражданин, общественный или экономический субъект – любое ведомство, любое время, любое место». Этот принцип заключается в исключении бюрократических барьеров при получении услуг любой категории в любом месте, и на всех этапах предоставления услуг, что должно быть отслеживаемо в электронном виде. Такой подход должен стать основным при формировании общенациональной стратегии социально-экономического развития РФ.
Свернуть
Такой проект нужно реализовать?
Да
Нет

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года
Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти
Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года
Правительство РФ. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
Японское правительство готовит стратегию развития «водородного общества»
Стратегия «Казахстан-2050»
Разработка краткосрочных прогнозов социально-экономического развития России // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Государственные стратегии для России пишут иностранные агенты
Стенограмма заседания «Круглого стола» на тему «О ходе подготовки проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации» от 29 марта 2018 года.