Зарубежный опыт развития фермерских хозяйств и перспективы его применения в России.

В статье проводится комплексный анализ методов государственной поддержки отечественного агропромышленного комплекса в развитых странах.

Дополнительно уделено внимание системам государственных закупок, а также изучению применяемых подходов при распределении и сбыте продовольственной продукции. Рассматривается вопрос о совершенствовании методов государственной поддержки малых сельхозпроизводителей, с помощью которых станет возможным увеличить объем поставок фермерских продуктов в бюджетные учреждения и населению Российской Федерации в целом.

Обсуждается необходимость применения различных мер для развития внутреннего рынка и фермерских хозяйств.

Введение

В современном мире каждое цивилизованное государство должно заботиться о благосостоянии своих граждан путем создания максимально комфортных условий для качественного проживания населения, в том числе прилагать усилия для формирования условий и среды, способствующих насыщению национальных рынков полезной и здоровой продовольственной продукцией, следуя идеям протекционизма.

Правительства множества стран пытается оградить свои народы от вредных пищевых продуктов, в том числе генетически модифицированных, путем запрета на ввоз, производство и реализацию таких товаров внутри государства. Так, частично или полностью наложили запрет на генетически модифицированные организмы (далее — ГМО): Австрия, Великобритания, Греция, Италия, Франция, Германия, Саудовская Аравия, Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Австралия. В 24.06.2005 г.. Комиссия ЕС большинством голосов категорически отклонила возможность импорта и использования ГМ-кукурузы в ЕС. Тасмания продлила мораторий на использование ГМО до 2021 года. В январе 2005 года ограничения ввела Венгрия, в марте 2005 года – Польша. Несмотря на критическое состояние в системе обеспечения продовольственны товарами населения, введены запреты на импорт и использование ГМ-продуктов в Эфиопии, Замбии, Анголе и многих других странах. Стимулированные растущим спросом потребителей на гарантированно «нетрансгеннюу пищу», перерабатывающие компании Италии, Нидерландов, Германии, Турции, Швейцарии и других стран проявляют все большую заинтересованность в поставках пищевого сырья из стран, где официально запрещено (или, по крайней мере, введен мораторий) использования ГМО и развивается производство сертифицированных органических продуктов.

В 2016 году к указанным выше странам присоединилась Россия, приняв в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности». Текст законопроекта подразумевает, что с момента вступления его в силу 1 июля 2017 года на территории Российской Федерации запрещается выращивать и разводить генно-модифицированные растения и животных. Документ разрешает выращивать растения и животных с измененной генетической программой лишь в научно-исследовательских целях.

Указанные обстоятельства обуславливает необходимость активного развития отечественного агропромышленного комплекса. Особенно важно принимать во внимание положительный иностранный опыт развития и стимулирования субъектов сельскохозяйственной деятельности, в том числе влияющего на увеличение горизонтальной и вертиикальной интеграции между участниками рынка.

Изложение основного материала по исследованиям опыта развитых стран в сфере эффективной организации функционирования сельскохозяйственной отрасли.

Правительства развитых стран стараются любыми возможными методами поддержать отечественных сельхозпроизводителей, в том числе применяя различные меры протекционизма в обход правил ВТО, так как разумные власти понимают, что развитый средний класс является залогом социально-экономической стабильности в цивилизованном обществе.

Франция является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции в Западной Европе и одним из крупнейших ее экспортеров в мире. Основой этого стали благоприятные природные условия и большие площади, пригодных для использования, земель. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2/3 территории Франции (около 35 млн. га), все чаще уменьшается доля пашни и увеличивается площадь, покрытая травами, что связано с усилением животноводческой специализации сельского хозяйства. Пашня занимает 16.8 млн. га, многолетние насаждения 2.2 млн. га (виноградники и сады), пастбища и сенокосы 13.9 млн. га, под лесом находится 14.5 млн. га. В структуре сельского хозяйства 43,3% занимает растениеводство, в частности: зерновые — 16,0%, овощи и фрукты — 9,0%, виноград (на вино) — 8,5%; животноводство — 56,7%, в том числе: производство мяса — 26,1%, молока — 18,6%, птицы и яиц — 7,7%. Франция уступает только России, Индии и Канаде по показателям валового производства зерновых.

Население Франции на 100% обеспечено продуктами питания собственного производства .

Сельское хозяйство Великобритании относится к наиболее механизированному в мире, и имеет высокую производительность при минимуме привлеченных трудовых ресурсов (1,4%). Страна имеет развитую систему фермерских хозяйств (около 250 тыс.) и мощных животноводческих комплексов. Уровень самообеспечения собственными сельскохозяйственными продуктами за последние 20 лет вырос с 68 до 85%. Объемы производства таких продуктов, как зерно, говядина, свинина, мясо птицы, яйца, молоко, отвечают потребностям потребления или и превышают их. В структуре производства преобладает животноводство (60%) из-за наличия мощной естественной кормовой базы и ограниченности качественных почв для земледелия (распахано лишь 23% площади страны). Основная отрасль животноводства — разведение крупного рогатого скота разных направлений: сформировались районы молочного и мясомолочного скотоводства на севере и западе страны и вокруг крупных городов, при этом существуют и специальные породы, предназначенные для откорма на мясо. Поголовье КРС превышает 15 млн. голов, овец 30 млн. голов, свиней 8 млн. голов, домашней птицы 100 млн. голов. Ежегодно производят более 4 млн. т. мяса и 15 млн. т. молока. Многие всемирно известные породы крупного рогатого скота, овец, свиней и лошадей именуются по названию английских графств. Обусловило такое явление ограниченностью земельных ресурсов, ранним развитием товарных отношений, возможностью совершенствования производства в богатой стране. Растениеводство дает 23- 25% сельскохозяйственной продукции страны. В растениеводстве преобладает выращивание зерновых (более 30% пашни), среди которых преобладают пшеница (18%) и ячмень (11%), также овес. Для нужд сельского хозяйства используют около 17 млн. ​​га земель, из них 5 млн. га — пахотные, 7 млн. ​​га — подсеяных трав и 5 млн. га — грубые пастбища. По размерам сельскохозяйственного производства Великобритания занимает одно из ведущих мест в мире, а по поголовью овец — первое место в Западной Европе.

Сельское хозяйство Германии — высокоразвитая отрасль. Германия входит в число крупнейших сельхозпроизводителей Европейского Союза. Более половины территории страны, то есть почти 19 млн. га, используют для ведения сельского хозяйства. Животноводство приносит 4/5 от величины дохода сельскохозяйственной продукции. Это — мясо, твердые сыры, масло.

Высокая интенсивность сельскохозяйственного производства обеспечивается широкой механизацией и электрификацией, использованием удобрений и современных средств борьбы с вредителями. Основой зернового хозяйства является пшеница, высокоурожайные сорта которой дают урожаи до 70 ц / га. Также выращивают рожь, овес, ячмень. По валовому сбору зерна страна занимает третье место в Европе.

В условиях рыночной экономики, как свидетельствует опыт развитых стран Западной Европы, эффективность агропромышленного производства и развитие сельских территорий в значительной степени зависит от государственного регулирования и поддержки. В аграрном секторе стран с развитой экономикой функционирует система сельскохозяйственного кредитования, где финансирование аграрного сектора имеет свою специфику. Например,

в Великобритании нет специализированной системы аграрных кредитов, и фермерские хозяйства поддерживаются с помощью государственных субсидий, доля которых в стоимости продукции сельского хозяйства составляет более четверти и является одной из крупнейших в мире, отрасль хорошо организована.

В Германии действует программа стимулирования инвестиций, что позволяет снизить процентную ставку на 4% для долгосрочных кредитов.

Процент за кредит в ипотечных банках составляет 6-8,5%. По оценкам экономистов и данным статистики, в разных странах в различные периоды повышения производительности это обеспечивало от 40 до 90% экономического роста. В Германии до сих пор дня действует опыт послевоенного развития, благодаря которому, страна имеет высокие темпы производительности и относится к экономическим лидерам мира.

Фермеры Франции получают субсидии на повышение эффективности производства, улучшение условий жизни, под вывод пахотных земель из сельскохозяйственного производства, в поддержку плодородия земель, а также компенсационные выплаты за работу в районах с неблагоприятными природными условиями.

Во Франции организованы кооперативы, совместно использующие средства производства.

Такие кооперативы занимаются обработкой почвы, внесением удобрений, уборкой урожая, выполнением мелиоративных работ и др.

В Германии созданы так называемые машинные общества (3-5 предприятий) и машинные ячейки, сельскохозяйственная техника находится как в индивидуальной, так и в коллективной собственности членов объединения.

Технику выдают напрокат по устной взаимной договоренности и прежде всего в соответствии с составленным графиком. Плату за технику обычно осуществляют в конце года.

В последние годы в Германии значительно повысился уровень поддержки сельхозпроизводителей со стороны кооперативных объединений. Данные субъекты предоставляют услуги по обслуживанию теплиц с поставкой необходимого посадочного материала, электроснабжению, оказанию помощи в области животноводства, включая осеменения скота и др.

Сейчас в Германии, как и во Франции, кооперативы объединяют 80% всех сельскохозяйственных предприятий.

В странах развитого монетаризма государство не отказывалось и не отказывается от закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, самостоятельно устанавливая при этом цены на нее и предоставляя субсидии и дотации товаропроизводителям, благоприятные для их развития и получения совокупных доходов. Например, в 90-х гг. ХХ в., закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и субсидии обеспечили значительную часть совокупных доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, где в расчете на 1 га сельхозугодий в США — 30%, Канаде — 45, Швеции — 59, Японии — 66, Финляндии — 71, Норвегии — 77%.

Анализируя правовое регулирование и практику применения законодательства США по реализации и закупке государством сельскохозяйственной продукции, коротко остановимся на характеристике некоторых положений Закона 1985 «О продовольственной безопасности США». Его принятие обусловлено, в первую очередь, внутриполитической и экономической ситуацией в стране. Закон подтвердил курс на сохранение субсидирования сельского хозяйства, приобретение сельхозпродукции за счет бюджетных средств и ввел новые положения и механизмы закупки сельхозпродукции, а также ее залога под государственные кредиты, способствуя не только ее поставке на внутренний рынок, но и для осуществления экспорта. На такой расширенной юридической базе государственные вливания бюджетных средств в сельское хозяйство были доведены до 58 млрд. долларов США. Это позволило правительству США не только резко усилить влияние на колебания рынка, регулирование количества посевных площадей и объемов производства сельхозпродукции, на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей (в основном фермеров), но и стать главным покупателем и распределителем производимой в стране сельхозпродукции. К концу 90-х гг. в собственность государства поступало до 47% урожая пшеницы и 45% молочных продуктов.

Этим же Законом был предусмотрен и обусловлен порядок решения проблемы рационального использования земель, борьбы с эрозией почв, выведение из обработки земель, подвергающихся эрозии. Если сельхозтоваропроизводитель не участвовал в осуществлении противоэрозионных мероприятий, то он не получал никаких государственных субсидий и лишался их, если проведенное им осушения болот негативно влияло на биологическое состояние и гидрологии местности.

Подобные правила целесообразно было бы закрепить и в законодательстве Российской Федерации, поскольку существует множество факторов, которые негативно влияют не только на качество и урожайность сельскохозяйственных угодий, но и в целом на экологию и здоровье людей.

В Германии и в других странах ЕС характер государственного регулирования сельского хозяйства определяется единственной аграрной политикой. Защита товаропроизводителя аграрной продукции направлена главным образом на поддержание определенного уровня закупочных цен, объемов закупок, субсидирования отдельных видов товаров и взвешенного соотношения объемов закупок сельскохозяйственной продукции с объемами государственных инвестиций и кредитования.

В Германии объемы закупок сельхозпродукции планируются ежегодно.

Несомненно, главным вопросом в аграрной политике любой страны является ценообразование.

Ярким примером ценовой поддержки собственных товаропроизводителей аграрной сферы является Япония, где закупочные цены на сельхозпродукцию в несколько раз выше мировых.

В Швеции уровни закупочных цен на сельхозпродукцию, в частности пищевого назначения, устанавливаются ежегодно на переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных товаропроизводителей с участием представителей потребителей.

Если обратиться к опыту Европейского Союза по реализации сельхозпродукции, то можно сделать вывод, что его законодательство также содержит положения о государственных заказах и закупках. Государственные заказы определяются, как приобретение изделий, товаров сельскохозяйственного производства и предоставления различных сельскохозяйственных услуг, работ и т.п., центральными региональными и местными государственными органами, администрациями. Причем сфера применения государственных заказов в определенной степени ограничена и как таковая на рынок сельскохозяйственной продукции не распространяется, а ограничивается сферами транспорта, телекоммуникаций, энергетики, водоснабжения и т.д., но это не означает ограничение права каждого из государств-членов ЕС использовать государственный заказ, предметом которого является сельхозпродукция. Это объясняется тем, что одним из эффективных путей хозяйствования в аграрно-промышленном комплексе стран ЕС является осуществление процедуры закупки ими продовольственных товаров.

Рассматривая систему государственных закупок в этих странах, следует отметить некоторые важные моменты. По подсчетам экспертов, общая стоимость контрактов по государственным закупкам в ЕС превышает 500 млрд. евро в год. В последние годы прослеживается четкая тенденция к росту объемов государственных закупок сельхозпродукции, которая сейчас в среднем составляет 16% ВВП. С целью обеспечения законности и эффективности функционирования государственных закупок создана подробная нормативно-правовая база, которая базируется на Римском и Маастрихтском договорах и одновременно является фундаментом для совершенствования законодательства по регулированию закупки сельхозпродукции в странах-членах ЕС. Это стало основой создания единого легитимного пространства для проведения закупочных тендеров и позволило на уровне отдельных стран вносить изменения и дополнения с учетом их интересов в законодательстве.

Вся система государственных закупок в ЕС регулировалась и регулируется специальными директивами о закупке сельхозпродукции, работ и услуг. В связи с тем, что они нередко были нечеткими и чрезмерно сложными по содержанию, сейчас действуют две директивы, разработанные специальной Комиссией ЕС и принятые 1 января 2006г. Одна за № 2004/18 / ЕС — для регулирования вышеуказанных отношений в государственном секторе и вторая под № 2004/17 / ЕС — для регулирования аналогичных отношений в коммунальном секторов стран ЕС. Крупнейшим политическим новшеством в этих директивах является консолидация трех, ранее существовавших условий по закупке сельхозпродуктов, предоставления услуг и работ, поставки товаров, ответственности за неисполнение обязательств новых форм закупок, условий электронных систем информирования рынка о торгах, электронных аукционах и других прогрессивных положений о закупке и поставке сельхозпродукции.  В этом контексте следует отметить, что на нынешнем этапе европейской торговли, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров, включая механизм государственных закупок сельхозпродукции, субъекты этих отношений полностью или частично используют электронные технологии и закрепляют в законодательстве нормы, регламентирующие все виды взаимодействий.

Одним из основных элементов государственных закупок в ЕС является то, что все необходимые требования тендеров публикуются в его официальных вестниках и сборниках, то есть носят «прозрачный» для всех субъектов характер.

Так, сведения обо всех контрактах, которые поступают в бюро официальных сообщений в Люксембурге, в соответствии с директивами, публикуются в ежедневном выпуске «Б» — приложении к официальному сборнику, а также размещаются в электронной базе данных ЕС и электронной ежедневной газете о тендерах. Получение заказов на закупку сельхозпродукции для государственных нужд и заключение контрактов осуществляется на конкурсной основе, с гарантиями возможного обжалования нарушения норм права ЕС или соответствующих норм законодательства государств-участников. Национальное законодательство стран-членов ЕС содержит положения и меры защиты от нарушения законодательства о государственных закупках.

Например, Немецкое Положение о порядке осуществления контроля над размещением публичных заказов от 22 февраля 1994 предусматривает двухступенчатую систему контроля. Первой инстанцией является служба по проверке размещения заказов, которая осуществляет административный контроль. Как правило, такой инстанцией является администрация по месту нахождения заказчика или его органа, осуществляющего размещение заказов. Второй инстанцией выступает комитет по надзору за правильностью их размещения, представляет собой независимую надзорную инстанцию, похожую по своим функциям с судебными органами.

В Российской Федерации 2 декабря 1994 принят Закон «О закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Он устанавливает общие правовые, экономические принципы и положения формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории РФ, независимо от формы собственности.

Законом установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федеральный и региональный. Это обусловливает разработку целевых федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на обеспечение населения продовольствием.

Однако органам власти необходимо применять не только экономические, но и административные методы господдержки, прежде всего, по лицензированию и квотированию экспорта и импорта сельхозпродукции. Государство должно создавать условия для обеспечения определенной пропорции между импортной и отечественной продукцией, особенно, когда ухудшено состояние платежного баланса сельхозпроиводителя и нарушено равновесие в отношении отдельных товаров на внутреннем рынке.

Учитывая, что ведомственным организациям принадлежит основополагающая роль в процессе развития рынка сельскохозяйственной продукции, решении проблем сбыта и обеспечения населения органическими продуктами питания, органы власти должны обеспечить эффективное ценовое регулирование сельхозпродукции, ее страхование и предоставление государственной поддержки предприятиям АПК через механизм большего удешевления кредитов.

Так, в США действует государственная программа поддержки фермерского движения «Стабилизация доходов фермеров», на реализацию которой выделяется от 30 до 50% всех бюджетных ассигнований, выделенных на сельское хозяйство, в состав которой включены другие программы: «Государственная программа поддержки цен», «Страхование урожая» и «Сельскохозяйственный кредит».

Согласно этим программам фермеры получают от Министерства сельского хозяйства кредиты для финансирования производства, а после продажи урожая по рыночным ценам осуществляется возврат заемных средств. В случае падения рыночных цен ниже контрольного уровня, установленного Конгрессом, продукты скупает государство. Кроме того, в США государство ограничивает импорт тех видов продукции, спрос на которые удовлетворяет национальный производитель и предоставляет целевые кредиты зарубежным покупателям для приобретения избыточной сельскохозяйственной продукции.

Отметим, что оптовые рынки сельскохозяйственных товаров в Польше созданы при финансовой и организационной поддержке местных правительств и польских банков. При этом строительство рынков в Гданьске и Люблине было осуществлено заемными средствами Всемирного банка, а рынка в Варшаве при поддержке Европейского банка реконструкции и развития.

На оптовых рынках Польши, с целью повышения доходов сельскохозяйственных предприятий, государственное Агентство аграрного рынка проводит интервенционные закупки сезонных излишков сельскохозяйственных товаров по приемлемым для них ценам, а в период дефицита их продает.

В Японии, несмотря на неблагоприятные условия для выращивания многих сельскохозяйственных культур, успешно функционируют два уровня оптовых рынков сельскохозяйственной продукции — государственный и местный. Основателем рынков первого уровня является Министерство сельского хозяйства Японии, а учредителями рынков второго уровня –провинции. На оптовых рынках продовольственных товаров, доля которых в общем объеме основных видов сельскохозяйственной продукции составляет 75%, осуществляется строгий контроль государственными и местными органами власти за соблюдением антимонопольного законодательства, качества продукции и нелегальном ее импорте.

В отличие от рассмотренных выше стран, в Англии доля оптового рынка продажи сельскохозяйственной продукции незначительна — 35%, а 65% приходится на учреждения розничной торговли, к которым относятся торговые предприятия (супермаркеты), специализированные плодоовощные магазины, предприятия общественного питания, которые оптом закупают продукцию через кооперативы, оптовые рынки и аукционы.

Рассуждая о возможных эффективных способах реализации сельскохозяйственной продукции в мире, стоит привести опыт Голландии, где самой популярной формой является аукцион, на котором ее большие партии продаются через публичные торги. Существует мнение о том, что в будущем именно аукцион должен стать наиболее востребованным механизмом для продажи сельскохозяйственных товаров. Предпосылкой успешного функционирования такого рынка является рыночное равновесие с большим количеством продавцов и покупателей, а также высокое качество сертифицированной продукции в надлежащих упаковках.

В России такой формы рынка пока не существует, и потому трудно определить перспективы такого вида взаимодействия, поскольку предложение в сезон продажи значительно превышает спрос, что грозит убытками для многих производителей. Кроме того, наряду с аукционом важным аспектом для отрасли является необходимость создания крупных логистических комплексов с развитой инфраструктурой, являющихся основными компонентами в системе организации поставок продукции, например, как в США, Канаде, Западной Европе, Австралии. К сожалению, в Российской Федерации такая логистика пока находится на начальном этапе своего развития.

Выводы и предложения по возможному усовершенствованию мер государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации.

Существующие в России обстоятельства обуславливают приоритеты для стратегических направлений развития отечественного АПК, одними из которых являются создание инфраструктуры и системы социального питания, строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ), формирование нормативно-правовых актов, разработка онлайн-ресурсов для коммуникации и пр.

Появление крупных региональных и малых повсеместных ОРЦ стало бы решением множества проблем, возникающих у фермеров при осуществлении их деятельности (реализация, транспортировка, хранение, переработка, сбыт и пр.).

Следует отметить, что создание современных хранилищ, построенных с помощью инновационных технологий, сможет существенно снизить потери произведенной продукции, в соответствии с мировыми нормами. Кроме этого, внедрение мощностей по эффективному хранению продукции, в первую очередь позволит существенно сократить долю импорта и замедлить рост цен на сельскохозяйственную продукцию в стране, особенно в межсезонье, а также обеспечит национальный рынок качественной, органической продукцией от российских фермеров в течение круглого года.

Задача по созданию сети ОРЦ была поставлена Президентом Российской Федерации в ходе заседания Государственного совета и Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 21 апреля 2014 г.

Масштабные  планы по созданию федеральной сети ОРЦ существуют у Минсельхоза Российской Федерации и Внешэкономбанка, которые в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи (февраль 2018г.) объявили о необходимости создать федеральную сеть оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции (далее — ОРЦ) на территории России.

При реализации данной инициативы необходимо учесть конъюнктуру рынка, потребности поставщиков и потребителей, осуществляя строительство ОРЦ в местах максимальной концентрации производств и на пересечении транспортных потоков, в том числе на территориях особых экономических зон (ОЭЗ) или территориях опережающего развития (ТОР). В структуре ОРЦ должны существовать деятельность подконтрольные государству управляющие и операционные компании, которые смогут предоставить комплекс услуг на льготных условиях, возможно в рамках мер государственной поддержки, для фермерских хозяйств, ЛПХ, КФХ и прочих объектов экономической деятельности. Созданные хабы и региональные мини ОРЦ должны будут в первую очередь решать первостепенные, ежедневные проблемы и задачи малых сельхозпроизводителей, которые насытят рынок фермерским продуктом, в том числе удовлетворяя потребности малообеспеченных слоев населения.

Также,  для успешного решения задач по повышению эффективного функционирования фермерских хозяйств в Российской Федерации,

представляется целесообразным разработать и запустить специализированные онлайн-ресурсы, подконтрольные государственным структурам и интегрированные с автоматизированными системами управления ОРЦ, через которые смогут плодотворно осуществлять взаимодействие потребители и поставщики.

Распределительные центры станут одним из звеньев в системе поставок продовольственной продукции для населения, обеспечивая эффективное функционирование всей экосистемы. При реализации государственных программ по строительству инфраструктурных объектов в России обязательно нужно учитывать возможные объединенные бизнес-процессы в будущем между объектами экономической деятельности, так как государство сможет поэтапно сформировать на территории Российской Федерации общенациональную систему поставок фермерской продукции для нужд государственных учреждений и всего населения в целом.

Данная система станет основой для обеспечения комплексного мониторинга и прогнозирования состояния стабильности и развития субъектов отечественного сельскохозяйственного производства, увеличения количества региональных органов управления АПК, предоставляющих информационные услуги в интернет-пространстве, увеличит охват регионов ценовым мониторингом продовольственного рынка.

Ведомственным организациям, стимулируя различными способами сельскохозяйственную отрасль экономики,  необходимо будет заранее разработать схемы поставок фермерской продукции в бюджетные организации и создать множество нормативных актов, регламентирующих порядок при взаимодействии между участниками экономической деятельности, бюджетными учреждениями и надзорными ведомствами. Дополнительно должна быть обозначена четкая государственная политика по вопросам, связанным с определением требований государства по поставкам продовольственной продукции в госструктуры, учитывая первостепенные потребности общества.

Таким образом, создание онлайн-ресурсов, а также условий и среды для продуктивной коммуникации, позволит сельхозпроизводителям напрямую реализовывать свою продукцию розничному и оптовому звеньям, что является одними из наиболее целесообразных и эффективных решений существующих сегодня проблем в рассматриваемой отрасли.